--- > 01.07.2014 в Минтруд было направлено это Резюме предложений семинара НКО в Концепцию государственной семейной политики
01.07.2014 в Минтруд было направлено это Резюме предложений семинара НКО в Концепцию государственной семейной политики6-07-2014, 01:13. Разместил: BAltshuler |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение по рассмотрению проекта от 20 июня 2014 года Концепции Государственной семейной политики в рамках семинара НКО «Социальная политика: Общественная палата Российской Федерации и НКО – опыт и перспективы работы» (24-25 июня 2014 года, Москва, ОП РФ - http://rightchild.ru/203-oprf.html)
В рамках семинара «Социальная политика: Общественная палата Российской Федерации и НКО – опыт и перспективы работы», организованного Комиссией Общественной палаты РФ IV состава (январь 2012 – июнь 2014 гг.) по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан совместно с РОО «Право ребенка», участниками которого явились члены ОП РФ IV и V составов, эксперты Комиссии, представители Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, представители НКО 10 регионов России, включая организации многодетных родителей, членов Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности и др. НКО, работающих по вопросам семьи и детства, состоялось обсуждение проекта от 20 июня 2014 года Концепции Государственной семейной политики (КГСП). По мнению участников, семейная политика Российской Федерации должна обеспечивать надлежащее выполнение конституционных обязанностей государства по защите семьи, надежную защиту основополагающих прав родителей, сохранение и укрепление семейного образа жизни, традиционных семейных и нравственных ценностей в понимании, определенном в обсуждаемом проекте КГСП. С учетом остроты ряда проблем, с которыми сталкивается российская семья, КГСП должна конкретизировать меры, направленные на решение этих проблем. По мнению участников семинара и экспертов, требуется доработка проекта КГСП по ряду ключевых вопросов. Ниже Резюме, подготовленные членами Рабочей группы Минтруда – инициаторами и участниками обсуждения проекта КГСП на данном семинаре НКО Б.Л. Альтшулером и Н.Ю. Слабжаниным (в связи с отъездом Н.Ю. Слабжанина и ограниченностью сроков объединить эти два Резюме в один документ не представилось возможным, отсюда и некоторые неизбежные повторы предложений).
РЕЗЮМЕ Б.Л. АЛЬТШУЛЕРА
1. Поддерживаем следующие предложения общественных организаций, суммированное в заключении Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства: - категорически исключить из текста КГСП (Раздел III, стр. 23) неопределенный термин «склонных к насилию»; данный абзац предлагается сформулировать следующим образом: «установление возможности направления родителей, страдающих алкогольной и (или) наркотической зависимостью и не исполняющих по этой причине обязанности по воспитанию детей, на принудительное лечение по решению суда;»; - исключить употребление в КГСП словосочетаний «семейное насилие», «семейно-бытовое насилие» как априорно предполагающих особую опасность проживания в семейных условиях, заменив их по всему тексту КГСП на юридически более правильные и нейтральные словосочетания «бытовое насилие», «совершение правонарушений в отношении членов семьи, включая детей»; - отказаться от словосочетания «ответственное родительство», заменив его на «ответственное отцовство и материнство». 2. Вызвало возражения сужение понятия «семья» в формуле, определяющей понимание традиционных семейных ценностей (Раздел III, стр. 12), указывающая лишь на один из документов государственного образца (Свидетельство о браке), удостоверяющий родственные отношения («забыты» Свидетельство о рождении, Определение суда об усыновлении и т.п.). Предлагается следующая формулировка данного абзаца: «К традиционным семейным ценностям в рамках Концепции относятся ценности брака, семьи, родственных отношений, подтвержденных установленными документами государственного образца, основанные на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, добровольности и устойчивости брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.». 3. Участники обсуждения настаивали на выделении многодетной семьи (три и более детей) в особую категорию государственной семейной политики. 4. В абзаце «Среди основных причин бедности в семьях» (Раздел II, стр. 6) не указана, возможно, главная причина бедности: искусственно завышенные розничные цены на продукты и товары первой необходимости детского и семейного ассортимента, что ставит семьи с низкими доходами на грань выживания. Предлагается следующая формулировка данного абзаца: «Основными причинами бедности в семьях, в том числе с детьми, являются недопустимый разрыв доходов семьи (зарплат, социальных пособий и других социальных выплат) и стоимости продуктов и товаров первой необходимости, а также отсутствие возможности заработка, в том числе из-за нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно для детей в возрасте до 3-х лет.». 5. Абзац «В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье…» (Раздел II, стр. 7-8) дополнить словами «развитие сектора некоммерческого найма жилья» (ср. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600): «В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением проблемы может стать развитие сектора некоммерческого найма жилья и создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса, а также внедрение инновационных финансовых мер поддержки при приобретении семьями, особенно молодыми, жилья самостоятельно.». 6. Абзац «Среди причин такой ситуации…» (Раздел II, стр. 8) дополнить выделенными жирно словами (исходя из того печального факта, что в Семейном Кодексе РФ 9 статей регламентируют порядок разделения детей и родителей и еще 42 статьи – порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни одного слова о правовых основаниях и порядке восстановительной работы по преодолению семейного неблагополучия): «Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 84 процента - дети, имеющие в живых одного или обоих родителей. Среди причин такой ситуации отмечается отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственная разобщенность, недостаточная распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению, отсутствие в Семейном кодексе Российской Федерации правовых оснований для оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.». 7. В следующем абзаце необходимо внести исправление – жирно: «В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в конце 2013 года находилось на воспитании 88,7 тыс. детей-сирот и около 200 тысяч детей, временно проживающих «в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка» (п. 2 ст. 155-1 Семейного Кодекса РФ), в основном это дети с ограниченными возможностями здоровья.». 8. Абзац «Среди основных проблем, которые необходимо решить с целью создания условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности каждой российской семьи…» (Раздел II, стр. 11) дополнить словами: «зависимость качества жизни семьи от места жительства и правовая и социальная дискриминация при отсутствии регистрации по месту жительства либо «ценза оседлости», установленного в регионе фактического проживания семьи». 9. Абзац о вариативных формах присмотра и ухода за детьми (Раздел III, стр. 15) изложить в следующей редакции: «организацию вариативных формах присмотра и ухода за детьми, в том числе путем организации работы семейных дошкольных групп».
ПОЯСНЕНИЕ: «25 февраля 2014 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования к так называемым «домашним» детским садам, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68 (СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»). Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по уходу и присмотру, а также деятельности по воспитанию и/или обучению детей в дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда и являются обязательными для всех граждан и организаций, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг по присмотру и уходу за детьми.».
10. Полностью поддерживаю изложенное ниже в Резюме Н.Ю. Слабжанина предложение о конкретизации в Разделе VI («Этапы реализации КГСП») названных в первом абзаце данного Раздела «поэтапных федеральных планов реализации КГСП» (по формуле Н.Ю. Слабжанина: «Дорожные карты по реализации КГСП»). Проблемы российских семей серьезны, и решение многих из них не терпит отлагательства. Поэтому представляется недопустимым, что разделы, посвященные реализации КГСП (Раздел IV «Реализация КГСП на региональном уровне», Раздел V «Механизмы и ресурсы реализации КГСП» и Раздел VI «Этапы реализации КГСП») носят сугубо конспективный характер, являются искусственно короткими, состоят из общих мест и явно недоработаны. Резюме Н.Ю. Слабжанина содержит указание на конкретные позиции искомой «Дорожной карты».
РЕЗЮМЕ Н.Ю. СЛАБЖАНИНА
1. Структура документа 1.1.Следует отметить допустимость данного документа, как документа, имеющего обозначение общих концептуальных подходов, направлений и действий для реализации КГСП. В то же время в разделе «VI. Этапы реализации Концепции государственной семейной политики» рекомендуется ввести понятие «Плана реализации КГСП» (Дорожной карты по реализации КГСП) и необходимость его создания, в данном документе была бы произведена консолидация всех основные действия по реализации КГСП со стороны Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1.2.Необходимо прописать в концепции о создании дорожной карты по реализации данного документа, где будут указаны действия и сроки для их выполнения, что позволит создать инструмент мониторинга и контроля по реализации дорожной карты. 1.3.В разделе «Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики» провести структуризацию в соответствии основными направлениями ГСП[1]: - Создание условий для повышения доходов семей с детьми; - Государственная поддержка семей с детьми; - Развитие инфраструктуры детства («Развитие инфраструктуры семьи и детства» - предложение экспертов); - Обеспечений гарантий права на жилье семье; - Создание условий для укрепления здоровья родителей и детей; - Профилактика семейного неблагополучия и семейное устройство детей; - Развитие институтов поддержки и защиты прав семьи и детей; - Укрепление института семьи, популяризация семейных ценностей;
2. Понятийный аппарат, используемый в представленном проекте 2.1.В раздел «I.Общие положения» в части определения Государственной семейной политики (ГСП) как много субъектной дополнить перечень субъектов понятием «семья», с учетом определения активной роли «семьи» в процессе реализации ГСП. 2.2.Требуется введение определения основных понятий или ссылок на уже используемые в законодательстве основные понятия, которые употребляются в рамках КГСП, например, таких как многодетная семья; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, и т.д. В то же время не рекомендуется подготовка единого термина «семья», в связи с уже использованием перечня понятий «семья», характеризующих ее на разных этапах развития и жизнедеятельности. 2.3.Понятие «приемных семей» необходимо заменить на «замещающие семьи», с учетом того, что существует многообразие семей, вовлеченных в семейное устройство детей-сирот. 2.4.Снабдить слова «ответственного родительства» примечанием следующего содержания: «Под ответственным родительством, отцовством и материнством в рамках настоящей КГСП понимается заботливое отношение родителей, отцов и матерей к воспитанию детей, забота родителей о создании условий, необходимых для их жизни и развития, обеспечения их содержания». 2.5.
3. В раздел III «Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики», необходимо дополнить следующее
3.1. введение принципа доступности равной социальной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации на всей территории Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства 3.2. необходимость достаточного для сохранения семьи вмешательства государства в семью, вмешательство в семью не должно быть избыточным, оно должно быть юридически обосновано. 3.3.признание семьи, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с жилищными проблемами и установление нуждаемости в назначении компенсационных выплат за наём жилья (возможно частичных и до момента преодоления трудной ситуации) осуществляются органами социальной защиты субъекта Российской Федерации по месту фактического нахождения гражданина/семьи и независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства (в этом случае одновременно с заселением в наемное жилье граждане/семьи/дети получают и регистрацию по месту пребывания как этого требует федеральное законодательство) в прямом соответствии с конституционным правом на жилище и ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»), 3.4.использование «материнского капитала» для целей ремонта единственного жилого помещения семьи с детьми – в случае признания соответствующей нуждаемости органом социальной защиты субъекта РФ по месту фактического нахождения семьи (также в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). 3.5.необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы «Социальное питание»; 3.6.недопустимость существующего разрыва между доходами большинства семей с несовершеннолетними детьми и стоимостью продуктов и товаров первой необходимости (результатом чего, среди прочего, является массовое хроническое недоедание детей и беременных женщин), увязав тем самым вопрос преодоления бедности и вопрос развития отечественного производства качественных товаров детского и «семейного» ассортимента; 3.7.конкретные меры создания благоприятных условий (инфраструктуры хранения и доставки потребителю, доступ на рынки сбыта, льготное кредитование…) для насыщения рынка продуктами питания и товарами детского и «семейного» ассортимента отечественного производства, что будет способствовать сокращению указанного разрыва доходов и розничных цен, а также росту доходов семей с детьми за счет развития самозанятости. (См. подробнее Рекомендации Общественной палаты РФ «Преодоление бедности и трудовые отношения в контексте семьи и детства» 3.8. Преодоление бедности семей с детьми «Сокращение бедности среди семей с детьми, в том числе за счёт создания условий совмещения профессиональных и семейных обязанностей женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. 3.9. Развивать доступность услуг по присмотру и уходу за детьми, равно как доступность дошкольного образования для детей возраста от 2 месяцев до семи лет являются основой необходимой для решения демографической проблемы возможности совмещения женщиной трудовых и родительских обязанностей и недопустимость ограничений в этой сфере по признакам возраста ребенка либо регистрации по месту жительств. 3.10. развивать доступность спортивно-досуговой деятельности и развитие форм семейно-ориентированного досуга через включение в обязательный федеральный стандарт благоустройства территорий, требований по созданию встроенных/пристроенных помещений и доступных спортивных комплексов для организации спортивно-досуговой деятельности по месту жительства (включая формы семейно-ориентированного досуга), введение штатной должности педагога-организатора по месту жительства, а также возложение финансового обеспечения учреждений дополнительного образования на бюджеты субъектов РФ. 3.11. необходимости разработки и реализации Федеральной целевой программы «Ответственное родительство и репродуктивное здоровье», предполагающей организацию доступного консультирования (включая анонимное консультирование) по острым для семьи вопросам семейных, детско-родительских отношений и здорового образа жизни в сфере семейных отношений. - Необходимо определить статус многодетных семей как значимость и ценность государственной политики, определив важность поддержки в том числе внеся отпуск по уходу за ребёнком в трудовой стаж родителей. - Создание государственных социальных домов. Введение государственного сертификата найма жилого помещения. В Раздел III («Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики»), часть раздела, относящаяся к принципам государственной семейной политики – включить следующие принципы: - Приоритет прав семьи и родителей по отношению к другим субъектам государственной семейной политики, преимущественное право родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами[2]. - Последовательная ориентация на уважение к семье, роли, авторитету и статусу родителей в деятельности всех субъектов государственной семейной политики, любых должностных лиц и служб, взаимодействующих с семьей. - Суверенность семьи, недопустимость произвольного вмешательства государства во внутренние дела семьи, за исключением случаев, связанных с нарушением закона и требующих правового регулирования семейных отношений[3], презумпция добросовестности поведения родителей[4]. - Интеграция приоритета защиты и поддержки семьи, действий в интересах семьи и родителей с детьми во все области государственной политики, затрагивающие интересы семьи, на всех уровнях государственной власти. В Раздел III («Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики»), часть раздела, посвященная задачам государственной семейной политики - Дополнить перечень задач государственной семейной политики следующими задачами, спроектировав систему мер по их решению в рамках доработки проекта Концепции: - Совершенствование правовой защиты семьи и прав родителей, создание правовых условий для укрепления и поддержки семьи; - Создание ценностных условий для укрепления семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, культурная и информационная поддержка государственной семейной политики; В Раздел III («Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики»), часть раздела, описывающая конкретные меры по решению задач государственной семейной политики – Включить в проект следующие меры по решению задач государственной семейной политики, отнеся их к соответствующим направлениям: - Системный пересмотр норм семейного права и иных норм федерального и регионального законодательства, затрагивающих интересы семьи и родителей с детьми исходя из необходимости содействия укреплению семьи и семейных отношений. - Обеспечение раскрытия и конкретизации в нормах семейного права таких принципов, как принцип суверенности (автономии) семьи[5], принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в семейную жизнь[6] и принцип презумпции добросовестности действий родителей в отношении их детей[7]. - Законодательное закрепление правосубъектности семьи [8], признание семьи субъектом прав и правоотношений. - Расширение законодательной защиты прав родителей несовершеннолетних детей, включая законодательное признание основополагающих прав родителей в сфере воспитания детей, руководства ими, защиты их интересов, а также создание эффективных законодательных механизмов защиты прав семьи и родителей. - Внедрение в деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных субъектов и специалистов, взаимодействующих с семьями, подходов, ориентированных на соблюдение уважения к семье, родителям несовершеннолетних детей, их роли в жизни детей, авторитету родительской власти, гарантирующих соблюдение принципов автономии семьи, презумпции добросовестности поведения родителей, недопустимости произвольного вмешательства в семейную жизнь. - Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективный прямой общественный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, и иной деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанной с вмешательством в семейную жизнь граждан. - Законодательное обеспечение приоритета устройства детей, утративших родительское попечение, в семьи их родственников в любой форме по отношению к любым формам неродственного устройства таких детей. - Законодательное и практическое обеспечение возможности общесемейного отдыха семей с детьми, создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность совместного отдыха всей семьей для многодетных семей, совершенствование трудового законодательства с целью обеспечения возможности одновременного получения отпуска родителями, имеющими несовершеннолетних детей, в подходящее для общесемейного отдыха время. - Создание условий для упрощения усыновления и иных форм семейного устройства детей, утративших попечение родителей, в семьи граждан Российской Федерации, поддержки российских усыновителей, в целях увеличения числа усыновленных россиянами детей и снижения числа детей, передаваемых на усыновление в семьи иностранных граждан. - Расширение признания роли семьи как субъекта образовательной и воспитательной деятельности. Эффективное обеспечение возможности реализации права родителей на выбор для своих детей любых форм образования и обучения, предусмотренных законом, включая семейное образование, независимо от места проживания детей и иных обстоятельств. - Финансовая поддеркжа семейного образования путем выплаты семье, осуществляющей образование ребенка в форме семейного образования компенсации в объеме норматива финансирования на обучение ребенка в общеобразовательной организации. - Создание эффективных законодательных гарантий права родителей обеспечивать образование ребенка, соответствующее религиозным, философским и педагогическим взглядам и национальным традициям семьи. - Внедрение в систему дошкольного и общего образования и в деятельность образовательных организаций подходов, направленных на обеспечение гарантий соблюдения прав семьи и родителей в области образования, создания в образовательных организациях условий, дружественных по отношению к семье и родителям, усиление роли родительских советов и общественных объединений родителей в управлении общеобразовательными организациями. - Интеграция обучения подходам, ориентированным на соблюдение уважения к семье, родителям несовершеннолетних детей, их роли в жизни детей, авторитету родительской власти, гарантирующим соблюдение принципов автономии семьи, презумпции добросовестности поведения родителей, недопустимости произвольного вмешательства в семейную жизнь в программы профессионального образования и подготовки всех специалистов, взаимодействующих с семьями, включая педагогов, социальных работников, иных специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - Государственная поддержка и стимулирование работодателей, создающих благоприятные условия для работников, имеющих семью и детей, включающих меры, ориентированные на поддержку семей в пакеты социальных гарантий для своих работников. - Создание правовых и экономических условий (в том числе путем государственной поддержки и стимулирования работодателей, принимающих на работу сотрудников, имеющих семью и несовершеннолетних детей) для расширения возможности получения работающими супругами «семейного дохода» (дохода, достаточного для содержания не только самого работника, но и его семьи, включая неработающего супруга и несовершеннолетних детей). - Законодательное закрепление понятия «семейного бизнеса» и «семейного предпринимательства» с установлением для соответствующих предприятий и организаций льготного режима налогообложения и благоприятных правовых условий, отвечающих специфике семейного бизнеса и предпринимательства. - Реализация программ жилищного строительства, учитывающего реальные потребности многодетных семей, потребности семьи в пространстве для семейного отдыха, общения и общесемейных видах деятельности. - Расширение социальной поддержки семей, в особенности многодетных, в том числе обеспечение выплата многодетным семьям, в которых неработающие матери осуществляют домашнее воспитание детей, пособия в объеме не менее средней заработной платы по региону, с целью обеспечения экономической свободы многодетных матерей (возможности многодетной матери свободно выбирать между трудовой занятостью вне семьи и посвящением себя семейным обязанностям без риска попадания семьи в зону бедности в последнем случае). - Ориентация сферы охраны репродуктивного здоровья населения на пронаталистские подходы, сохранение репродуктивного потенциала и долголетия семьи, укрепление ее естественных репродуктивных ресурсов, направленность здравоохранения на решение этих задач. - Совершенствование системы медицинской и социальной помощи беременным и роженицам с целью обеспечения благополучного исхода беременности как для матери, так и для ребенка, сокращения числа абортов и профилактики отказов от ребенка. - Реализация всех программ в области поддержки и защиты репродуктивного здоровья, санитарно-гигиенического просвещения молодежи исключительно на профессиональном уровне и без включения в систему общего образования. - Государственная поддержка информационных кампаний и социальной рекламы, направленных на пропаганду нравственных семейных ценностей, повышение общественного престижа семьи, отцовства, материнства и многодетности, рождения и воспитания детей. - Увеличение осведомленности населения об общественной значимости семьи и брака, их позитивном влиянии на воспитание и развитие детей, различные стороны общественной жизни, негативных последствиях абортов, разводов и иных явлений, наносящих ущерб семье и семейным отношениям. - Создание правовых, ценностных и социально-экономических условий, содействующих заключению брака, способствующих предотвращению разводов и стабильности брачных отношений. - Создание правовых, ценностных и социально-экономических условий, способствующих повышению рождаемости детей в полных семьях с родителями, состоящими в браке, увеличению доли многодетных семей в общей численности российских семей. - Государственная поддержка деятельности общественных организаций, включая традиционные религиозные конфессии, направленной на повышение общественного престижа семьи и брака, содействие стабильности брачных отношений, сохранение и пропаганду нравственных семейных ценностей. - Активная защита и продвижение во внешней политике Российской Федерации, в том числе в межгосударственных организациях, членом которых является Российская Федерация, позиций, направленных на отстаивание приоритета семейных ценностей, противодействие утверждению на международном уровне позиций и подходов, ущемляющим основополагающие права семьи, родителей и детей.
4. В раздел «V. Механизмы и ресурсы реализации Концепции государственной семейной политики», дополнить 4.1. совершенствование и приведение в соответствие КГСП существующей нормативно- правовой базы, включая законодательство Российской Федерации. 4.2.необходимостью законодательства о единых обязательных минимальных стандартах качества жизни семьи, социальных услуг, семейной политики, жилищной обеспеченности семьи, обеспеченности детскими садами и яслями в различных их формах и т.п., что позволит сохранить социальную целостность Российской Федерации в условиях существующего распределения полномочий между федеральным центром и регионами. 4.3. необходимостью законодательства об обязательности фамилистической экспертизы проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов на предмет их возможного негативного воздействия на положение семей с несовершеннолетними детьми.
5. В Раздел VII (“Ожидаемые результаты реализации Концепции государственной семейной политики”), часть раздела, посвященная индикаторам эффективности реализации государственной семейной политики – 5.1.обозначение общественного контроля и независимой общественной оценки реализации Концепции государственной семейной политики. 5.2.Внести следующие дополнительные индикаторы: - Увеличение доли детей, рождающихся в браке и воспитывающихся в полных родных семьях, по отношению к общей численности детей; - Увеличение отношения числа браков к числу разводов на 1000 населения; - Отсутствие случаев необоснованного отобрания детей у родителей. - Уменьшение числа выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении. - Уменьшение числа детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей. - Уменьшение числа детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах. - Увеличение числа детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, числа родителей, восстановленных в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах. - Увеличение числа детей, ранее лишившихся попечения родителей, возвращенных в родную семью. - Сокращение числа впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. - Увеличение числа детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, усыновленных семьями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Изменения к тексту проекта Концепции государственной семейной политики
[1] На основании Доклада «Государственная политика в сфере семьи, материнства и детства», Государственный Совет Российской Федерации, Череповец, 2014 [2] Основано на тексте «Общественного проекта – Концепции Государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Преимущественное право родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами в настоящее время законодательно закреплено в ст. 44 ч. 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указывает, что «воспитывать и содержать детей» - «естественное право и обязанность родителей» (абзац 5 пункта 2.1 мотивировочной части Постановления). [3] Аналогичный принцип включен в действующий текст Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 № 695), прямо корреспондирует с конституционным правом на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 ч. 1 Конституции РФ), принципом недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, являющимся одним из основополагающих принципов российского семейного права (ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса РФ), общепризнанными принципами и нормами международного права (см. ст. 16.1 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.). [4] Как установлено Конституционным Судом РФ, данный принцип является общепризнанным и следует из ст. 38 ч. 3 Конституции РФ. См.: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 N 17-П и п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П. [5] Данный принцип закреплен, в частности, в п. 9 Основных направлений государственной семейной политики, утв. Указом Президента РФ от 14.05.1996 N 712. [6] Данный принцип закреплен в качестве одного из основных принципов российского семейного права ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса РФ. [7] Как установлено Конституционным Судом РФ, данный принцип является общепризнанным и следует из ст. 38 ч. 3 Конституции РФ. См.: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 N 17-П и п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П. [8] Данная мера давно рекомендуется рядом экспертов в области семейной политики, см., к примеру: Дармодехин С. В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики (тезисы) // Аналитический вестник № 4 (224) Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, М.: 2004, с. 7. Вернуться назад |